Этика и межличностное общение в трудовом коллективе: консультация, коучинг от Психологического центра "Ты и Я"

Этика – философская наука о правильном или должном поведении. Какое же поведение следует считать правильным? А какое нет? Каковы его критерии?  

Для ответа на эти вопросы обратимся к трудам китайского философа Конфуция и древних греков, поскольку именно с их именами связана формулировка так называемого «Золотого правила этики», которое должно, с точки зрения мыслителей, лежать в основе всякого человеческого поведения. «Золотое правило этики» имеет положительное определение: «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». И, соответственно, отрицательное: «Не поступай так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой».  

Мировые религии, Христианство и Ислам, использовали Золотое правило для формирования перечня конкретных нравственных норм, регулирующих поведение человека в культуре. Например, известные «десять заповедей» в христианстве логически вытекают из Золотого правила.  

Иммануил Кант, немецкий философ (конец 18, начало 19 веков), сформулировал «категорический императив», опять-таки вытекающий из Золотого правила. «Категорический», значит, однозначный.  «Императив» означает побуждение к действию.  Формулировка категорического императива звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь вместе с тем силу всеобщей необходимости». Как же понимать слова Канта? «Максима твоей воли» выражает Ваше конкретное действие в данный конкретный момент времени. Например, Вы едете на работу и ведете свое авто, или, укладывая своего ребенка, тихонько поете ему колыбельную, или, Вы зачитываете отчетный доклад на совещании, или, Вы, будучи недовольным поступком коллеги, резко делаете последнему замечание. Во всех перечисленных ситуациях Ваше конкретное действие отражает в данный момент максиму Вашей воли. «Всеобщая необходимость» означает отношение людей друг к другу  в соответствии с Золотым правилом этики. Следовательно, Ваше любое действие в отношении других людей не может противоречить «всеобщей необходимости», и более того – должно ей соответствовать. Поэтому категорический императив называют также Нравственным законом.

Приведем пример. Вы на мосту и видите тонущего человека в реке. Весна, половодье. Льдины плывут с большой скоростью, и плавать Вы не умеете. Оценивая сложившиеся обстоятельства, Вы понимаете, что спасти человека у Вас практически нет шансов. Но в соответствии с Нравственным законом, чтобы подтвердить в себе именно человеческую сущность, Вы осуществите попытку спасения с огромным риском для своей жизни. И люди в округе скажут, что Вы – герой, хотя, может быть, и посмертно.  
Заметим, однако, что далеко не все люди способны на геройские поступки. И в этом смысле реальное поведение, основанное на здравом смысле, будет резко отличаться от поведения должного, основанного на Нравственном законе (Золотом правиле этики). Вы можете не спасать человека, сославшись на «обстоятельства».  Люди, в таком случае, героем Вас, конечно, не назовут, но и не накажут, поскольку «поймут обстоятельства».

Таким образом, мы получили два возможных способа социального поведения: первый способ соответствует исключительно Нравственному закону, а второй – Здравому смыслу. Первый способ – идеальный или должный, не зависящий от внешних обстоятельств. Второй – реальный и обусловлен внешней ситуацией и обстоятельствами. Значением первого способа служит добро или зло. Значением второго – польза, выгода, успех, а, иногда, и выживание. Так, человек, который уже несколько дней ничего не ел и поэтому укравший в магазине батон хлеба, будет оцениваться с точки зрения Нравственного закона как человек, совершивший однозначное зло («Не укради»), но с точки зрения Здравого смысла его поведение понять можно: голоден, беден, без работы и прочее.

Поведение, основанное только на Здравом смысле,  можно условно назвать «животным», поскольку нацелено на постоянную подстройку под изменяющиеся условия внешней среды с извлечением выгоды и пользы для себя. («Сегодня ситуация требует, чтобы я был «шариком», буду шариком, а завтра – «пеньком», значит завтра буду пеньком»). Неудивительно, что в таком мире царствуют законы силы, джунглей и игра в «Царя горы».  

Поведение, основанное исключительно на Нравственном законе – можно назвать выдающимся, идеальным, геройским и почти божественным, поскольку оно абсолютно подчинено моральному принципу.  

Реальное же человеческое поведение включает признаки как одного, так и другого способа социального поведения. Оно ставит себе целью  адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды, с одной стороны, и, одновременно, следовать своим личным убеждениям и нравственным принципам, с другой, чтобы «не раствориться» во внешней среде, не утерять своего личностного стержня, не потерять себя.

Хорошо, когда следование нравственным принципам не противоречит здравому смыслу. Например, Вы заняли место начальника не из-за того, что его «подсидели», «кинув» соответствующую интригу,  а вместо этого сам бывший начальник нашел Вас наиболее перспективным для  этой должности, и, уходя с поста на другую работу, предложил Вам занять его место.  

И трудно, когда принципы входят в противоречие с Вашим здравым смыслом.  Например, Вы знаете, что из всех сотрудников отделения, именно Вы являетесь наиболее способным, чтобы занять освободившееся место руководителя, а пророчат на это место Вашего коллегу. Авторитет, существенное повышение зарплаты, новые возможности и прочие «коврижки и коржики» можно получить, заняв пост начальника. Но для этого, Вам придется обнародовать имеющийся у Вас компромат против коллеги. А коварство – это то, что противоречит Вашим нравственным принципам. Тогда в Вашем сознании возникает внутриличностный конфликт, выраженный в морально – психологической дилемме: «Или «кинуть интригу» и добиться своего, или все пустить на самотек, сохранить с коллегой товарищеские отношения, а кто лучший – решит время».

Морально – психологическая дилемма (этическая дилемма) – это внутриличностный конфликт в сознании человека между его Здравым смыслом и сводом  его нравственных принципов по поводу разрешения реальной ситуации с подробным изложением обстоятельств, участников и последствий, предполагающий два возможных в равной степени способа социального поведения.

Если свод нравственных принципов принадлежит группе людей, в равной мере их разделяющих, то, соответственно,  можно говорить о коллективе, члены которого объединены едиными ценностями. Резонансные горизонтальные отношения, сплоченность, предсказуемость и стабильность друг для друга,  а также отсутствие внутригрупповых конфликтов, несомненно, имеют положительное влияние на функционирование и развитие трудового коллектива, нежели группа людей, действующая по принципу «лебедь, рак и щука».  

Психолог-консультант
Дмитриев Максим Анатольевич
все статьи
Принять участие
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Задать вопрос психологу
Задать вопрос психологу
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Запись на прием
Запись на прием
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Оставить заявку
Оставить заявку
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Бесплатная консультация
Бесплатная консультация
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Обратный звонок
Обратный звонок
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер
Заказать консультацию
Заказать консультацию
Ваше имя
Ваш телефон
*
Ваш комментарий
Консультация
* - обязательные поля
Заявка отправлена
Ваше сообщение успешно отправлено. В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер